Традиции поселения в Беларуси


Белорусы селились преимущественно на берегах живописных озёр, рек.

На территории Беларуси сформировалась целая палитра сельских населённых пунктов. С XI в. известны село и деревня, которые часто упоминаются в летописных документах. Село как тип поселения постепенно из вотчинного владения преобразуется в административно-территориальный центр с церковью, школой, волостной управой или земством, запасным магазином, корчмой.

Наряду с селом и деревней к основным типам сельских поселений относится «вёска». В настоящее время «вёска» в литературном белорусском языке означает все сельские поселения.

Каждое сельское поселение застраивалось усадьбами, которые имели двор, огород и гумно. Дворовый комплекс строений включал хату, клеть, истопку, хлевы, сеновал, пуню, навес для сельскохозяйственных орудий труда. Как правило, несколько особняком от двора ставили баню, чаще всего на берегу реки, озера или же искусственного пруда («сажалка, «копоть»). Неповторимый колорит деревням придавали малые архитектурные формы – живописные ограды (из живых тополей и ивняка, плетеные, жердяные, из досок, брёвен, камней и др.), ворота, калитки, колодцы. В архитектурном облике деревень выделялись ветряки и водяные мельницы, кузницы. На возвышенностях, открытых взору путника, среди полей и лугов хорошо просматривались сельские кладбища, иногда с деревянной часовней или с кладбищенской церковью, обсаженные деревьями. Деревья являлись непременными спутниками поселений белорусов. Вековые берёзы, тополя, липы украшали деревенские улицы, по соседству с домом весной благоухали сирень, черёмуха, расцветали калина, акация, шиповник(«шыпчына»).

Древнейшими типами планировки дворов являлись веночный, в котором все постройки соединялись в «венец», и погонный, в последнем случае хата ставилась торцом или под углом к улице, а хозяйственные постройки располагались в одну линию (погон) за хатой. Во второй половине XIX в. возникли новые типы усадебной планировки: П-образный, 2-рядный, Г-образный и с несвязанными постройками.

Самой древней конструкцией строений была столбовая, постепенно её заменило срубное жильё. Для строительства обычно использовали характерные для средней полосы хвойные породы деревьев, наиболее часто сосну, реже ель. Качество используемого материала зависело от имущественного положения крестьян. Более зажиточные стремились нижние венцы делать из дуба. Очень часто крестьяне строили жильё из сосны, а хозяйственные здания из ели или осины. Изба бедняка строилась иногда из разных пород дерева: сосны, ели, осины. Зажиточные возводили жильё преимущественно из сосны, почти исключительно пятистенками или на две хаты через сенцы.

Белорусское деревенское жильё в абсолютном большинстве случаев строилось из круглых очищенных от коры брёвен.  Повсеместно использовался характерный для восточных славян способ закрепления венцов хаты в «русский угол». Для утепления хата «имшилась» (между венцами клался мох или кострица), пазы брусьев замазывались глиной. На юге, ближе к Украине, многие хаты штукатурили или белили. Белорусская крестьянская хата в конце XIX – начале XX в. имела низкие стены, обычно сруб складывался из 10-12 венцов. Ещё в начале ХХ в. многие хаты были покрыты соломой (кули под «щетку» или «колос»). Деревянные крыши (гонт,  дранка) встречались реже, главным образом у зажиточных хозяев, и совсем редко можно было видеть черепичные («дахоўка») или глиняно-соломенные крыши.

В ХХ в. значительные изменения происходили в декоративно-художественном оформлении жилья. Так, в орнаменте наличников рядом м традиционными крестами, ромбами, кониками, петухами, дубовыми листьями и колосьями появились новые символы: пятиугольная звезда, серп и молот.

Почти до середины ХХ в. сохранялись традиционные особенности белорусского крестьянского интерьера. Рядом со входом в хату, повёрнутая устьем к боковому окну, стояла печь. В хатах малых размеров она занимала почти ¼ часть площади.

В крестьянском быту печь служила самым разнообразным жизненным и хозяйственным потребностям: в ней варили и жарили, на печи просушивали одежду, зерно и др. Зимой печь являлась «гнездом» всей семьи. На печи грелись «и старые, и малые». Для хозяйки печь была почти живым существом, за которым она присматривала, кружилась вокруг него, колдуя над кашей, поливкой, «праснакамі» и пирогами. Печи принадлежала большая роль в народной медицине и магии. В качестве примера можно привести ритуал «перепекания» больного ребёнка, которого мать на хлебной лопате садила в печь (или делала вид, что хочет посадить). Символика ритуала основана на отождествления выпечки хлеба и появления ребёнка на свет. Ребёнка как будто бы отправляли в материнское лоно, чтобы он родился заново. Печь служила и спальным местом для стариков. Напротив устья печи на стене висели «грядки» - полки для посуды и залыжник для ложек (этот угол звали «мытельником»). Между стеной и печью размещался кочерыжник или вилочник.

По диагонали от печи находилось самое почётное место в хате – красный угол («покуць»), Где хранились письма. Среди икон наиболее распространены были иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Святого Георгия Победоносца. Перед иконами висела лампада, которая зажигалась в святые дни.

На покути находились две широкие лавки. Перед ними находился стол, с другой стороны которого стояли небольшие «ўслоны» («слоны», «зэдлі») – переносные лавки. Все предметы были самодельными и довольно простыми. На столе обычно находился хлеб и солонка, накрытые чистой скатертью.

От боковой стены печи до противоположной торцевой стены хаты укладывали дощатый настил – «пол», «помост», над которым обычно делали полати. На кроватях спали хозяин и хозяйка. Остальные члены семьи спали на полатях, а кому не хватало места – на лавках.

Около «пола» или кровати к балке подвешивалась «калыска» («зыбка», «люлька») для ребёнка. В хате или в сенях стоял сундук («куфар») или так называемая «бонька» («дежка»), где хранилась праздничная одежда хозяев, полотно, рушники, скатерти и др. На полу у порога стоял цебор, а на услоне – ведро с водой и кружка.

Наиболее древними видами освещения у белорусов, как и у многих других народов, являлась лучина и смолистые «корчики». В начале ХХ в. в сельской местности появилась керосиновая лампа («газніца», «газа»), которую в те времена старались использовать зимой и только во время празднеств.

Каждая хозяйка в зависимости от вкуса, трудолюбия, местных традиций старалась украсить своё жильё. Стены в начале ХХ в. обклеивали обоями и газетами. На окна вешали газеты, раскрашенные в разные узоры. На лавках в горшках росли «миртики», «фикусы», на окнах красовались «огоньки», «мушкеты». В праздник хату было не узнать. Земляной пол перед праздником старательно подметали и посыпали песочком, мыли деревянный пол, потолок, стены, лавки и столы. Белили печь и стены. Обычно всё это делали к Рождеству, Пасхе. Иконы украшались новыми рушниками. Кровати застилались шерстяными постилками, подушки покрывались ажурными накидками.

Белорусы верили, что благополучие семьи, хату охраняет домовой. К нему обращались с просьбами, старались задобрить. «Оттуда домового забрала и сюда принесла, и гостинец ему дам».