Курбан-байрам


Курбан-байрам — День жертвоприношения, который отмечается на десятый день двенадцатого месяца исламского лунного календаря и завершает собой Хадж – ежегодное паломничество мусульман в Мекку.

Праздник жертвоприношения Курбан — байрам (или уль-Адха) является частью мусульманского обряда этого паломничества. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

Конечно, не все мусульмане  могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву. Поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по - арабски – Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. На место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманскому представлению, - второй сын Авраама.

За преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. И ивьевские мусульмане чуть свет отправились в мечеть к утренней молитве, но прежде совершили полное омовение, надели новую и опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется.

...Мечеть не только внутри была заполнена людьми. На территории двора мусульманского храма было также много людей. Но наибольший интерес у гостей праздника (а это были приезжие родственники и знакомые ивьевских татар,  представители властей города, просто те, кто пожелал посмотреть на интересный мусульманский обряд) вызывали, конечно, животные, подготовленные на заклание. Били копытами землю три сильных и мощных быка (один из них весил больше 900 килограммов), около 20 барашков, великое множество петухов спокойно смотрели на мир, явно не понимая и не зная, что их ожидает...

Хотя... Когда я сказала, что жаль животных, одна из женщин-татарок сказала: «Так нельзя говорить, надо просить Бога, чтобы принял эту жертву, чтобы обряд прошел достойно...»

Служба закончилась, и с женской половины мечети вышли женщины с сумками и корзинками в руках. Начался очень красивый, философский глубокий обряд, когда после каждой службы раздаются конфеты детям и всем тем, кто встречается около мечети. «Чем больше отдашь людям, тем больше тебе вернется сторицей» - гласит ислам.

...Имам и его помощник обошли всех животных, сделали их омовение, прочитали молитвы. Затем началась самая ответственная и важная часть жертвоприношения...

Человеку, не подготовленному. тяжело это видеть, но... Считается, что с первой  каплей крови животных, мусульманину, совершающему курбан (жертву), прощаются его грехи.

Животных семьи растят специально для этого дня или же покупают.

Мусульманин, совершивший заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных.

Чуть позже в общественном мусульманском доме прошло ритуальное угощение – худойи, саадака, которое устраивается во избежание всевозможных несчастий и болезней. Мясо жертвенных животных было разделено между всеми членами татарской общины и присутствующими гостями.

В последующие дни после праздника татары  наносят визиты  родным и близким, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

В. ГУЛИДОВА.